Для тактики великого французского полководца характерен правильный выбор направления главного удара. При осаде крепости Ламот он направил удар своего полка на один из бастионов, со взятием которого рушилась вся система её обороны, что и привело осаждённых к сдаче. При осаде Цаберна Тюренн предло-жил нанести главный удар по нижнему городу, одновременно сковывая силы не-приятеля атаками на верхний город, и город был взят. В бою при Сент-Антуанском предместье он направил главный удар по направлению к Дю-Трон, наступая в центральной колонне. В 1654 году он, при атаке Арраса, приковал ложными атаками главные силы к южному участку, оборонявшемуся принцем Конде, то есть умело отвлёк большие силы неприятеля от участка намечаемого штурма, а сам нанёс удар с северо-востока по участку обороны дона Фернандо, там, где его не ожидали. При Дюнкерке Тюренн нанёс удар по правому неприятельскому флангу, который подвергся канонаде с английских кораблей (битва происходила у побере-жья), более того, французский полководец выбрал именно этот фланг ещё и предусмотрительно рассчитывая на отлив. При Зинцгейме же Тюренн вообще нанёс два главных удара пехотой во фланги неприятеля. При Эрцгейме он учёл, что правый фланг неприятеля упирается в деревню, где успели вырыть окопы и подтянуть артиллерию, левый же упирался только в лес – поэтому сюда и был направлен глав-ный удар французов. При Тюркгейме же он вновь выбирает правый фланг неприятеля.
Тюренн отказывается от равномерного распределения сил по фронту – незыблемому правилу линейной тактики – и сосредотачивает силы на направлении главного удара. Эта идея уже проявляется в осаде крепости Ламот и успешно находит применение при осаде Цаберна (1636 год). Концентрация сил помогла Тюренну и при прорыве циркумвалационной линии Арраса. В битве при Эрцгейме Тюренн оставляет против правого фланга и центра неприятеля всего лишь 8 батальонов и 14 эскадронов и столько же в резерве из имеющихся 27 батальонов и 62 эскадронов, а со всеми остальными силами обрушивается на вражеский левый фланг. При Тюркгейме он оставляет против фронта неприятеля 12 000 человек из 30 000, а сам с остальными идет в обход его правого фланга. Французский полководец, по спра-ведливому замечанию А. Рутченко и М. Тубянского, «создал новую форму тактики, предусматривающую, прежде всего сокрушительный удар на решающем направлении» . А. А. Строков в своём труде по военному искусству пишет, что в усилении одного из флангов и превращении его в ударный Тюренн «опередил Фридриха II, который позже применил эту тактику, вошедшую в историю под именем «косая атака»» . В это мнение следует внести существенные уточнения, ибо у Тюренна одновременно с ударным крылом бой ведут и остальные части боевого порядка.
Совершенно в нарушение правил линейной тактики, которым Тюренн, впрочем, никогда досконально не следовал, он делил в определённых случаях свою армию на сковывающую и ударную части. Особенно ярко это проявилось в битвах при Эрцгейме и Тюркгейме. В этих битвах генерал-маршал, сковав большую часть сил противника одной незначительной частью своих сил, наносит удар всеми остальными. Эти битвы – один из редчайших примеров расчленённого маневрирования в условиях господства линейной тактики. Дело в том, что по канонам этой тактики боевой порядок армии представляет собой единое целое. Построение армии монолитно, не расчленено, отсюда проистекает невозможность войска к совершению простейшего манёвра. Отдельное же действие крупных частей армии, продемонстрированное Тюренном, явление для той эпохи уникальное, свидетельствующее о неординарности и гениальности полководца. С расчленённостью боевого по-рядка, как мы уже отмечали, он познакомился в армии Нидерландов. Это – один из сложнейших тактических манёвров, практически невозможный при слепом следовании линейной тактике.
Учитывал Тюренн также особенности местности, рельеф и природные усло-вия при выборе позиции и при ведении боя. Когда баварская армия Франца Мерси заняла сильную позицию близ Фрейбурга (1644 год), расчёт Тюренна на обход неприятеля с тыла основывался именно на отличном знании местности – полково-дец знал о существовании горной лощины, которая окольным путём вела в тыл к баварцам. Из хорошего знания местности вытекал план разгрома баварской армии всё в том же сражении при Фрейбурге. Но никто и никогда из великих полководцев не смог в буквальном смысле слова поставить природу себе на службу, как сделал это Тюренн в битве при Дюнкерке. Здесь он взял для своей победы от природы максимально всё. Прежде всего, прилив позволил ему использовать огонь англий-ской эскадры по правому неприятельскому флангу, как раз упиравшемуся в море. Затем, когда наступил отлив, Тюренн послал через образовавшуюся в результате отлива полоску суши между неприятельским войском и морем кавалерию для удара во фланг и тыл испанцам. Таким образом, Тюренн часто импровизировал, и местность всегда больше способствовала его победе, нежели поражению. В битве при Эрцгейме он направил удар по тому флангу неприятеля, который упирался в лес, ибо другой был усилен окопами и артиллерией. В битве при Зинцгейме он учёл, что вершина возвышенности, на которой укрепился враг, была ровная, следовательно, удобная для действия конницы, фланги же неприятеля упирались в виноградники, холмы и изгороди и к ним подходили 2 оврага, проходимые только для пехоты. «Сообразно с этими особенностями местности Тюренн, против обыкновения того времени, поставил конницу в центре, а пехоту – на флангах», – отмечает Денисон . В центре полководец оставил лишь 1/3 своей пехоты – 2 000 человек. Пехота на флангах стала осуществлять двухсторонний обходной манёвр неприятеля. Удар Тюренна пришёлся сразу с двух сторон. Французский полководец, наверное, впер-вые в мировой военной истории построил свой боевой порядок именно таким небы-валым расположением, исходя из условий местности.
"Линейная" тактика Тюренна. Часть 2.
ohini4egosebe-m-da
| вторник, 20 декабря 2016